Существует четыре базовых модели фулфилмента:
- Самостоятельный. Продавец организует все процессы своими силами. Как правило, такой подход используют небольшие компании с малым товарооборотом либо, напротив, крупный бизнес, у которого есть достаточно ресурсов для самостоятельного выполнения всех операций.
- Частичный. Компания-исполнитель берет на себя только некоторые этапы процесса — например, только хранение, хранение и доставку, только доставку. Этот вариант позволяет предпринимателю сохранить контроль над взаимодействием с клиентами, упаковкой заказов, условиями хранения или другими нюансами, но передать логистику исполнителю.
- Полный. Компания-исполнитель берет на себя все этапы, которые проходит товар между формированием заказа и доставкой до двери. Часто эту услугу оказывают маркетплейсы: продавец может отгрузить товар на склад компании и не беспокоиться о логистике.
- Мультиканальный. Используется теми компаниями, которые работают на нескольких площадках одновременно: физические точки продаж, маркетплейсы, собственный интернет-магазин, социальные сети и т. д. Оператор фулфилмента обслуживает несколько логистических цепочек — полностью или частично.
Модели работы с полным, частичным и самостоятельным фулфилментом можно увидеть на различных маркетплейсах. Так, например, Яндекс.Маркет предлагает три основных модели: FBS, FBY и DBS — Fulfilment by Seller, Fulfilment by Yandex, Delivery by Seller. В последнем случае маркетплейс служит только витриной, а все операции выполняет продавец (в отличие от FBS, где доставку выполняет Яндекс). В OZON те же модели называются FBS, FBO (Fulfilment by OZON) и realFBS.
Amazon предлагает FBA (Fulfillment by Amazon) и FBM (Fulfillment by Merchant).
Операции, входящие в услугу, также отличаются для различных компаний. Возможно включение дополнительных услуг: например, обработка заявок и работа со звонками, проверка состояния товара, подключение системы трекинга, позволяющей отследить отправленный заказ, отправка уведомлений для клиента, прием оплаты, оформление документации.